Наш антропоидник – единственное место в России, где еще есть шимпанзе…

Тамара Георгиевна Кузнецова

д.б.н., ст.н.с., в.н.с. лаборатории физиологии ВНД Института физиологии им. И.П. Павлова РАН

От Редактора: На наши вопросы согласилась ответить Тамара Георгиевна Кузнецова,  ведущий научный сотрудник лаборатории физиологии ВНД Института физиологии им. И.П. Павлова. Тамара Георгиевна руководит знаменитым антропоидником в Колтушах, недалеко от Санкт-Петербурга.

Какие  исследования поведения приматов ведутся сейчас в Вашем антропоиднике?

Еще в IV в. до н.э. Аристотель говорил о невозможности проведения точной границы между миром растений, животных и человека, подчеркивая общность психики у последних и полагая, что между ними нет принципиальных различий. Более того, он считал, что именно в животном мире лежат корни социальных отношений человека. Антропоиды впервые привлекли к себе внимание исследователей в начале 17 века после первых встреч путешественников с ними в джунглях Африки и Индонезии и сразу вызвали величайший интерес к ним. И уже в 1613 году первые экземпляры, привезенные из Гамбии, были подвергнуты тщательному изучению, а Перчейз (Purchase) впервые описал обыкновенного шимпанзе, обратив внимание на редкостное сходство этого животного с человеком.

Однако многие исследователи, до сих пор отталкиваясь от экспериментов, проводимых на взрослых здоровых людях, реже на уже говорящем ребенке категорически отвергают мнение о наличии у антропоидов “зачатков”, особенностей высшей нервной деятельности специфических для человека. К ним относится возможность мыслить образами, обобщать, отвлекаться и, в определенной степени, на уровне образного мышления, абстрагироваться от реального конкретного образа. Кроме того, до сих пор остается не ясным вопрос, что такое довербальное мышление, чем оно отличается от невербального, можно ли этот феномен исследовать вообще, а если можно, то каким образом.

Новорожденная Юла. Фотография предоставлена Кузнецовой Т.Г.

Новорожденная Юла. Фотография предоставлена Кузнецовой Т.Г.

Несмотря на то, что впервые европейцы увидели шимпанзе в 17 веке, а исследование их поведения было начато в 19 веке, до сих пор остается много не познанного ни в особенностях их поведения, ни в познавательной (когнитивной) деятельности, ни особенностях воспитания и обучения детенышей, внутристадных отношений, ни в динамике протекания беременности и вынашивании плода и т.д.

Насколько мне известно, в России есть одна работа Елигуашвили по изучению протекания беременности у низших обезьян, и моя – протекание беременности у шимпанзе, развитию плода, корреляции сердечного ритма беременной самки и ее детеныша.

На протяжении многих лет мы проводим исследования по двум направлениям в сравнительном аспекте (дошкольники, шимпанзе, макаки). Учитывая, что шимпанзе, по словам Э.П. Фридмана [1985], является лабораторным двойником человека, уникально похожим на него не только по анатомии, морфологии, генетике, биохимии, иммунным механизмам, но и по особенностям протекания нервных процессов, наличию элементарных форм обоб­щения и отвлечения [Павлов, 1951; Фирсов, 1977-1987; Сыренский, Кузнецова, 1986-1996; Кузнецова, 1987-2006; Брюер, 1982], мы используем шимпанзе в качестве биологической модели, позволяющей изучать механизмы формирования целенаправленной, рассудочной деятельности и обучения. Исследования позволяют делать выводы относительно как самих антропоидов. так и ребенка на ранних этапах онтогенеза, ввиду схожести становления интеллекта [Пиаже, 1994].

Доне 3 года. Фотография предоставлена Кузнецовой Т.Г.

Доне 3 года. Фотография предоставлена Кузнецовой Т.Г.

Первое направление — это исследование рефлекса цели, о котором впервые заговорил И.П. Павлов в 1916, на Съезде по экспериментальной педагогике. И.П. Павлов подчеркивал огромное жизненное значение этого рефлекса, опираясь на анализ коллекционирования – коллекционеры за пустой маркой могут гоняться годами и тратить огромные деньги на ее приобретение: “Он (рефлекс цели – Т.К.) есть основная форма жизненной энергии каждого из нас… Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делаются рефлексом цели, делаются только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели”. При этом ученый подчеркивал, что сама цель может быть минимальной, но стремление к ней – максимальным.

Говоря о необходимости исследования рефлекса цели, И.П. Павлов писал: “…эти сведения так нужны во всех областях жизни, начиная с капитальнейшей области – воспитания…если наша общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы ”

Этот доклад можно с полным  основанием  считать программным для развития физиологии высшей нервной деятельности.

Рефлекс цели возникает в ответ на привлекающий внимание раздражитель.  Нам представляется, что целеустремленность каждого индивидуума опре­деляется соотношением обобщенных (например, постичь устройство мира) и конкретных (например, яхта или кусок хлеба, у кого как) рефлексов цели. Теоретически можно себе представить наличие трех групп индивиду­умов: с доминированием обобщенных рефлексов цели; с доминирова­нием конкретных  рефлексов цели; с динамическим равновесием обоб­щенных и конкретных рефлексов цели. Такая классификация не реша­ет, а ставит вопрос,  открывает перспективу для экспериментальных исследований. Из материалов,  приведенных И.П. Павловым,  можно заключить, что в организации рефлекса цели,  его усиления и ослаб­ления,  важную роль играет социальный фактор.  В связи с этим есть основание считать,  что наиболее благоприятные физиологические условия для формирования обобщенных рефлексов цели возникают при хорошо развитых и сбалансированных базисных потребностях; более того, когда каждая из трех базисных потребностей принимает обобщенный характер и когда она находит отражение во второсигнальном  уровне нервной деятельности.

Эти положения ждут теоретической и экспери­ментальной разработок. И особый интерес представляют исследования на приматах. К тому же сравнительный аспект исследований – макаки-шимпанзе-ребенок – позволяют увидеть, проанализировать и познать историю развития этого рефлекса.

В ходе экспериментов были выявлены три типа целеустремленности (независимо от вида и возраста испытуемых), что говорит о безусловно рефлекторном ее происхождении. Это индивидуумы с высокой (25%), средней и низкой (25%) целеустремлённостью. Большую роль в достижении цели играют время, скорость достижения и расстояние, с которого она достигается. Однако у ребенка путем тренировки можно усилить стремление к достижению цеди, если обучать этому постепенно, не перегружая и не вызывая отвращения от тренировки. Ребенок не должен уходить от больших целей, ведь от этого зависит его будущая жизнь. И если он сразу не готов настроиться на такую цель, надо ставить перед ним промежуточные задачи, которые он может реализовать быстро и при этом получить положительное подкрепление от родителей и учителей. При этом ребенку очень важна похвала, положительная оценка. Если его не хвалят родители, не будет хвалить и учитель. Так что хвалите детей! Это – нормально. Очень важно с пеленок настраивать ребенка на позитивный лад, не уставать повторять: ты сможешь, у тебя получится.

Родители должны знать определенные правила, законы работы головного мозга ребенка, чтобы помочь ему вырасти физически и психически здоровым, счастливым человеком, которому не понадобятся ни наркотики, ни алкоголь, ни азартные игры для получения положительных эмоций и наслаждения.

Успешное решение этой программы исследований не только восполнит существующий пробел в одном из важнейших разделов физиологии,  но и создаст предпосылки для объяснения сложнейших форм поведения человека и животных как моделей поведения человека,  что так необходимо для практики воспитания и обучения.

Степаша (1 год) и Наташа (4 года)

Степаша (1 год) и Наташа (4 года)

Второе направление наших исследований — сравнительное изучение (макаки-шимпанзе-дети дошкольного возраста) поведения и мыслительных способностей высших и низших обезьян и ребенка раннего дошкольного возраста на примере методики выбора по образцу, впервые предложенной в 1915 году Надеждой Николаевной Ладыгиной-Котс.

Доказано, что шимпанзе способны решать достаточно сложные экспериментальные задачи, производить сравнение и сопоставление, обобщать и использовать полученный опыт в новой ситуации [Ладыгина-Котс, 1923-1935; Воронин, 1952; Тих, 1966; Фирсов, 1972, 1974, 1987; Мак-Фарленд, 1988; Хайкин, 1990;  Кузнецова, 2006;  Köchler, 1930; Yerkes, 1943; Rumbaugh, Gill, 1973].

Р. Йеркс [1916], В. Кёлер [1930] и Н.Ю. Войтонис [1949] полагали, что поведение и обучение шимпанзе строится по принципу инсайта (insight), обусловлено проникновением в суть взаимодействий между предметами, восприятием целостного образа окружающей действительности. И.П. Павлов [1951], не отрицая указанных механизмов, пришел к заключению, что высшую нервную деятельность приматов надо рассматривать как «примитивное думание».

Психологи [Выготский, 2007; Марцинковская, 2000 и др.] и психофизиологи [Безруких, Дубровинская, Фарбер, 2005] приходят к мнению, что возрастные нормы интеллектуального созревания ребенка, разработанные в начале прошлого века, не соответствуют развитию современных детей, а повышенная учебная нагрузка ведет к перенапряжению различных систем и функций организма, в том числе и сердечно-сосудистой системы, что требует психофизиологической коррекции и пересмотра существующих обучающих программ, ранней диагностики психосоматических отклонений в здоровье ребенка.

Учитывая, что далеко не все исследования с этической точки зрения могут проводиться на ребенке, мы и работаем на различных видах обезьян.

Доня строит дом

Доня строит дом

В природе шимпанзе легко осуществляют перенос зрительных образов, различая растения, фрукты, животных, и обобщают знакомые им объекты, причем в разных модальностях [Фирсов, 1977; Брюер, 1982; Гудолл, 1992; Фосси, 1992]. Уже в раннем онтогенезе, в возрасте 2-3 месяцев, они могут осуществлять межмодальный перенос со зрительной сенсорной системы на кинестическую и тактильную [Уланова, 1950;  Поляк, 1953;  Счастный, 1972; Фирсов, 1977-1987, Молотова, 1997; Кузнецова, 2006]. Приматы способны к построению пространственной карты окружающей природной среды [Menzel, 1978; Menzel, 1984]. Антропоиды способны соотносить, распознавать и переносить на другие объекты зрительные образы [Bauer, Michelle, 1983; Schrier, Brady, 1987; D’Amato, Sant, 1988; Takura, 1994; Call, Tomasello, 1994; Tomonaga et. al., 2006].

Однако не обнаружено сравнительно-физиологических работ, связанных с изучением способностей шимпанзе и детей 2-3-х лет к распознаванию, обобщению, переносу, выбору объектов по образцу и его части с использованием единых методических подходов (как правило, исследуются дети 5-7 лет, ниже никто не спускается из-за трудности работы с ними). В то же время изучение и анализ процессов оперирования образами объектов различной сложности и целостности у шимпанзе и детей раннего возраста мог бы выявить механизмы, позволяющие приблизиться к пониманию процессов мышления у приматов в целом (к приматам относимся и мы с Вами). Таким образом, исследование возможности шимпанзе и детей 2-3 лет осуществлять обобщение, отвлечение и перенос образа с предметов на их трехмерные, двумерные и фрагментированные изображения является, на наш взгляд, подходом к решению указанных задач.

Доня собирает пазл

Доня собирает пазл

В итоге проведенного исследования получены новые факты, свидетельствующие о том, что шимпанзе и дети 2-3-х лет способны осуществлять выбор из простых реальных геометрических фигур, их изображений, как цветных, так и бесцветных, из относительно конкретных изображений (силуэты животных и человека) и совершенно абстрактных (иероглифы), достаточно точно дифференцируют, соотносят и обобщают трехмерные и силуэтные изображения, выбирают из множества фрагментированных изображений, где предъявляется 100%, 50% и 25% его целостность. Справляются с выбором изображенных на фотографиях людей, причем, если часть детей и шимпанзе, как правило, выбирают соответственно образцу,  то некоторые дети выбирают фотографии людей, наиболее им симпатичных (любимых), а макаки – либо себя любимую, либо человека, к которому наиболее привязаны. Видимо, большую роль играют эмоции. Но вот насколько испытуемые узнают себя – это интересно, с точки зрения самосознания. Вопрос на будущее.

При выборе из фрагментированных изображений выявился интересный факт – увеличение фрагментированности контура изображения снизило правильность решения задачи у шимпанзе, что, возможно, с одной стороны, связано с более слабо выраженной, чем у детей, ассоциативной связью между лобными и теменными зонами коры больших полушарий, а с другой, с невозможностью для шимпанзе извлечь из памяти генерализованный образ предмета с помощью двумерного изображения — образца напрямую. В то же время, увеличение фрагментированности контура изображения выявило возрастные различия между детьми до 2,5 и 2,5 – 3-х лет, проявившиеся в снижении успешности выбора у младших детей. Это связано с гетерохронностью формирования зрительной сенсорной системы в онтогенезе и меньшей зрелостью механизмов отвлечения, обобщения и дифференцировки у последних. Данный факт подтверждается и на других моделях эксперимента, что привело к дифференцированной подаче учебного материала в детских садах.

Таким  образом, полученные данные свидетельствуют о том, что шимпанзе способны опознавать, сопоставлять, выбирать, обобщать не только контурные и геометрические изображения, но и осуществлять перенос зрительного образа с целого предмета на его рисованное фрагментированное  изображение, т.е. совершать обобщение уже обобщенных в предыдущем опыте совокупностей. Эти факты еще раз подтверждают не только ранее полученные в лаборатории данные, но и мысль И.П. Павлова о том, что “ассоциации…есть…знание определенных отношений внешнего мира…, а пользование знаниями, приобретенными связями – есть понимание” [Павлов, т.2 стр. 579-580 “Павловские Среды”].

Результаты исследования, дав ответ на некоторые конкретные, но принципиальные вопросы, поставили новые задачи, требующие дальнейшего своего изучения и решения не только в плане фундаментальных исследований резервных возможностей мозга шимпанзе, но и в плане прикладном, чисто практическом, необходимом для педагогики и коррекционной психологии.

Каковы, на Ваш взгляд, наиболее интересные результаты исследований поведения приматов (в России и за рубежом) за последние несколько лет? За последние 10 лет? За последние 50 лет? Каков вклад российской школы?

Наиболее интересные результаты исследований поведения  приматов за последние 30 лет в нашей лаборатории приведены выше, все что было, начиная с1915 г., включая и наши исследования, описаны в работах Н.Н.Ладыгиной-Котс, А.И.Счастного (Сложные формы поведения у антропоидов, 1972), Л.А.Фирсова (1972-1986), В.И.Сыренского и Т.Г.Кузнецовой (Рефлекс цели у приматов, 1990), В.И. Сыренского (Телевизионная коммуникация человека  и шимпанзе, 1990), Т.Г.Кузнецовой (2006), и в диссертационных работах А.Н.Чернова, М.В.Горбачевой, М.В. Веюковой.

За рубежом работы ведутся, в основном, по обучению высших приматов речи, счету, рисованию, распознаванию, коммуникации и т.д..

Наибольший интерес представляют работы Дж.Лавик-Гудалл и ее последователей, ведущих наблюдения за обезьянами в естественных условиях.

Вот некоторые работы зарубежных авторов

  1. Yerkes R.M. The chimpanzees. N. Haven. 1943
  2. Yerkes R.M. The mental life of monkeys and apes: A stady of ideational behavior //Behav. Monogr. 1916. V.3. P. l-145.
  3. Yerkes R.M., Yerkes D.N. Concerning memory in the chimpanzees // J. Сотр. Psychol. 1928. V.8, N.2. P. 237-248.
  4. Piaget J. Les mecanismes perceptifs. Modeles probabilistes, analyse genetique, relations avec l`intelligence, Paris, Press Universitaires de France, 1961.
  5. Premack D. On the study of intelligence in chimpanzees // Curr. Anthropol. 1976. V.17. P. 516-521.
  6. Premack D., Premack A.J. Levels of causal understanding in chimpanzees and children//Cognition. 1994. V.50, N.l-3. P. 347-362.
  7. Muncer E.J., Ettlinger G. Communication by a chimpanzee: firsttrial masteiy of word order that is critical for meaning, but failure to negate conjunctions // Neuropsychologic. 1981. V.19, N.l. P.73-78.
  8. Woodruff G., Premack D. Primative mathematical concepts in the chimpanzee: proportionality and numerosity // Nature. 1981. V.293, N.5833. P. 568-570.
  9. Savage-Rumbaugh S., Romski M.A.,HopkinsW.D., SevcikR.A. Symbol acquisition and use by Pan troglodytes, Pan paniscus, Homo sapiens // Understanding chimpanzees.Chicago, 1989. P. 266-295.
  10. Streri A., Molina M. Visual – tactual and tactual – visual transfer between objects and pictures in 2-months-old infants // Perception, 1993. V. 22 (11). P. 1299-1318.
  11. Muncer E.J., Ettlinger G. Communication by a chimpanzee: firsttrial masteiy of word order that is critical for meaning, but failure to negate conjunctions // Neuropsychologic. 1981. V.19, N.l. P.73-78.

В целом научному исследованию поведения и когнитивной деятельности  приматов и изучению физиологических механизмов обучения разного рода, их интеллекта посвящено крайне мало работ.

Антропоидник после войны, 1952 г.

Антропоидник после войны, 1952 г.

Что самое трудное в работе исследователя в Вашей области науки?

Самое трудное в России – отсутствие возможности приобретения человекообразных обезьян. Наш антропоидник – единственное место в России, где они еще есть — и это после того, как в 1933 году  были привезены первые Рафаэль и Роза из Франции (подарок проф. Воронина). В 2013 году антропоиднику исполняется 80 лет.  К сожалению, Российская Академия наук забыла, что Павлов И.П. не только Российское, но и мировое научное и культурное достояние и не заинтересована в сохранении Павловского наследия. Антропоидник практически разваливается, денег на содержание шимпанзе нет, и приобрести новых не реально.

Менее трудно – умение работать с шимпанзе, получать от них потомство, его воспитывать, лечить, получать от государства средства на их содержание. Финансирование практически отсутствует. Без этого будущего нет!

Антропоидник сейчас…

Антропоидник сейчас…

Какие  наиболее  трудные  проблемы  в  этой  области еще предстоит решить? Каковы наиболее перспективные направления? Стоит ли ждать прорывов в ближайшие годы?

Были бы деньги, а проблемы найдем. Если серьезно – исследование их интеллекта, да еще в сравнительном аспекте – бездонная яма для исследователя. До сих пор не понятно, где кончается первая сигнальная система и начинается вторая. Как происходит эта трансформация, на каком этапе фило-онтогенеза, почему шимпанзе не говорят (если исключить анатомию их гортани). Прорывы возможны при наличии идей (Павлов говорил, что если нет идеи, то и фактов не увидишь), но реализовать самую гениальную идею невозможно на пустом месте – нужен экспериментальный материал (обезьяны), возможность его приобретения (ввоз практически не возможен).

Какие  мифы,  заблуждения  существуют  вокруг  темы  интеллекта  и поведения человекообразных обезьян?

Распространённым заблуждением при рассмотрении поведения животных является антропоморфизм — наделение животных человеческими чертами. Обезьяны, при всей моей любви к ним, не человеки. Но изучать их в сравнении с человеком надо!

Еще один момент, который постоянно муссируется в СМИ – откуда мы – от обезьян, от  дельфинов или из космоса? Поэтому надо изучать и стремиться понять, в чем мы схожи с животными, чему они нас могут научить и т.д. Дельфины умницы! Шимпанзе – просто прелесть!! Всё умеют. Всё понимают! Только сказать не могут.

Антропоидник сейчас…

Антропоидник сейчас…

Что   бы   Вы   посоветовали  нашим  читателям,  думающим о том, чтобы связать свою жизнь с приматологией?

Посоветовать можно: Поставить цель – и ее достигать всю жизнь. Знать чего хочешь – много не познанного. Любить обезьян. Никогда не держать их дома, а вольеры устраивать с учетом того, что им необходимо двигаться, играть, развлекаться, иногда  уединяться. Знать их анатомию, биологию, психологию, т.е. много читать и постоянно учиться. Приматы (как многие другие животные) обладают многими качествами и свойствами человека – они умет помнить добро и зло им причиненные, любят и сердятся, ценят справедливость. Если не обладать этими свойствами, лучше заняться гайками, но никогда не приближаться к живым организмам!!! Будь то человек или животное.

P.S. Если появятся желающие в аспирантуру – милости просим! Готовы готовить смену!
Текст интервью на портале АНТРОПОГЕНЕЗ