Инна Голубева

ГОЛУБЕВА ИННА ЮРЬЕВНА младший научный сотрудник лаборатории физиологии ВНД, окнчила вечернее отделение биологического факультета на кафедре физиологии человека и животных Ленинградского Государственного университета им. А.А. Жданова (ныне Санкт-Петербургский Государственный университет), работая в лаборатории физиологии ВНД Института физиологии им. И.П. Павлова РАН под руководством д.б.н. В.Т. Шуваева занималась исследованием нейронной активности подкорковых структур головного мозга обезьян.

В 2001 г. перешла в антропоидник, где до настоящего времени проводит сравнительно-физиологические исследования когнитивной деятельности шимпанзе и детей раннего возраста.

За время работы в антропоиднике ею были получены факты, вскрывающие резервные возможности шимпанзе и макак и проливающие свет на формирование учебных программ для детей до 3х лет.

Исследования И.Ю. Голубевой являются логическим продолжением работ, посвященных сравнительному анализу когнитивных способностей макак, шимпанзе и детей младшего дошкольного возраст, используя экспериментальную модель – выбора по образцу, предложенную Н.Н. Ладыгиной-Котс в 1906 г. для изучения способности к обобщению у шимпанзе. Решение подобных задач представляет собой сложный, многоэтапный системный акт, включающий дифференцировку, анализ и синтез, направленные на улавливание обобщенного принципа выбора и реализуемые лобными и ассоциативными структурами мозга.

 Анализ  скорости обучения и переноса обобщенного принципа выполнения альтернативного выбора по образцу реальных объектов и их изображений, возможность переноса принципа на изображения квазиконкретных и абстрактных объектов у трех представителей отряда приматов дает возможность исследовать их познавательные возможности.

Так макаки осваивают принцип выбора по образцу за 100-150 предъявлений задачи, шимпанзе – в три раза быстрее; при этом макаки способны уловить обобщенный принцип в среднем после выполнения 3 задач выбора на образец, а шимпанзе – после 2, в дальнейшем последующие новые задачи все животные выполняли сразу, минуя стадию обучения.Детям выполняли эти задачи без обучения.

Далее было установлено, что все три представителя отряда приматов успешно переносят обобщенный принцип с реальных объектов на их изображения, достигая высоких показателей правильно решенных задач без обучения.

Но при выполнении выбора изображений квазиконкретных и абстрактных объектов по образцу выявилась значимые различия в когнитивном потенциале макак, шимпанзе и детей 2-3 лет.

Макаки испытывали значительные затруднения при концентрации внимания, удержании в рабочей памяти и сопоставлении сложных изображений и не справляются с выбором кквазионкретных и абстрактных изображений.

Шимпанзе, обладая более развитыми по сравнению с низшими обезьянами лобными и височно-теменными зонами мозга, схватывали и удерживали образ целиком (эйдетическая память), перенося усвоенный принцип выбора даже на сложные изображения, успешно выполняя выбор по образцу конкретных и абстрактных изображений 80%-м уровне  правильных ответов.

Дети, как и шимпанзе, справлялись с выбором квазиконкретных изображений в среднем на уровне 80%, а абстрактных – 70%.

У детей эйдетическая память тормозится прогрессивным развитием левого полушария и включением речевой деятельности (второй сигнальной системы), о чем свидетельствовал сравнительный анализ успешности выполнения предложенных задач детьми двух возрастных групп.

Дети 2-2,5 лет, будучи не в состоянии обозначить символ словом, испытывали затруднения при выборе квазиконкретных изображений, с выбором же абстрактных и вовсе не справились.

Дети старше 2,5 лет,  пытаясь символизировать абстрактные изображения и проявляя фантазию («это написал папа», «похоже на забор», «это дорожка в лес») добивались 90% правильности выполнения первой задачи и почти 80% — второй.

Были найдены фило- онтогенетические различия в проявлении поведенческих реакций саморегуляции при выполнении выбора по образцу сложных изображений. При этом выявились различные стратегии адаптации приматов к когнитивной нагрузке как на поведенческом, так и вегетативном уровнях.

Установлено, что совокупный анализ некоторых показателей динамики сердечного ритма и поведенческих реакций саморегуляции позволяет диагностировать трудность задания и состояние ребенка при решении им когнитивных задач, что имеет большое значение для профилактики психосоматических патологий.

Таким образом, в эволюции усложнение происходит не только на уровне ассоциативных зон коры, вследствие чего приматы выполняют все более сложные задачи, но и на уровне подкорковых образований, благодаря чему оптимизируется уровень функционирования всех систем организма и совершенствуется адаптация к возрастающим когнитивным нагрузкам.

idium