Кузнецова Тамара Георгиевна, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории физиологии ВНД, окончила Ленинградский Педиатрический институт в 1968 году, два года работала врачом, совмещая лечебную работу с изучением целенаправленного поведения детей дошкольного возраста под руководством В.И. Сыренского в лаборатории чл-корр. АПН СССР, проф. М.М. Кольцовой в Институте физиологии детей и подростков АПН СССР.
В 1970 г. перешла на работу в Институт физиологии детей и подростков АПН СССР и полностью посвятила себя изучению поведения детей.
В 1979 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук (руководитель – В.И. Сыренский). В 1984 г. по приглашению директора Института физиологии им. И.П. Павлова академика В.А. Говырина перешла на работу в лабораторию физиологии поведения приматов (зав. Л.А. Фирсов), где начался новый этап ее научных поисков – сравнительное исследование целостного поведения детей и шимпанзе.
В 1991 году Т.Г. Кузнецова защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора биологических наук, посвященную исследованию возрастных особенностей эмоционального поведения шимпанзе. В работе показано, что состояние плода шимпанзе определяется эмоциональным состоянием его матери и отражается в динамике сердечного ритма обоих, при этом, если на первых порах сердечный ритм плода полностью коррелирует с изменениями состояния матери, то, начиная с 6-7 месяцев у плода включаются собственные механизмы саморегуляции и корреляция исчезает.
Постоянный непосредственный контакт с матерью формирует у новорожденного стойкое, эмоционально положительное состояние, прерывание которого приводит к возникновению стрессовых реакций не только детеныша, но и самки.
Эмоционально положительные реакции у детеныша сохраняются при непосредственном контакте с матерью до конца первого месяца, затем они начинают сохраняться при постепенном увеличении расстояния между детенышем и матерью. Контакт детеныша шимпанзе со знакомым человеком после 7-8 месяцев жизни вызывает такие же изменения сердечного ритма, как и контакт с матерью, при этом психоэмоциональное состояние детеныша определяется его отношением с конкретным человеком.
В работе были установлены возрастные особенности организации целенаправленной деятельности (рефлекса цели): на первом месяце жизни достижение цели детенышем возможно только совместно с матерью, на втором месяце появляется возможность самостоятельного достижения цели, расположенной на расстоянии вытянутой руки малыша, к трем месяцам детеныш может достигать цель, расположенную на расстоянии 0,5 м от него, но в пределах ареала нахождения матери. При этом четко проявляются реакции преодоления и сосредоточения. К 7-9 месяцам детеныш в состоянии самостоятельно реализовать целенаправленную деятельность на расстоянии до 3 метров, но в пределах досягаемости матери. Выделены 6 возрастных периодов изменения в организации достижения цели. Выдвинуто представление о социогенезе шимпанзе, как процессе, предопределяющем нормальное развитие шимпанзе вообще и его эмоциональное поведение в особенности.
Совместно с В.И. Сыренским разработана методика приближающейся цели, позволяющая изучать рефлекс цели как у человека в различные возрастные периоды, так и в онтогенезе шимпанзе
На протяжении всех лет Т. Г. Кузнецова осуществляет руководство квалификационными работами студентов 3-5 курсов различных ВУЗ’ов . Под ее руководством выполнены три кандидатские диссертационные работы, дипломные, бакалаврские и магистерские диссертации. Все исследовательские работы объединены одним замыслом — сравнительным анализом целенаправленного поведения и когнитивной деятельности шимпанзе и детей дошкольного возраста.
Кузнецовой Т. Г. разрабатываются методы и способы диагностики функционального состояния испытуемого, направленные на оптимизацию процесса обучения детей дошкольного возраста на основе регистрации и анализа ЭКГ, ЭЭГ, психологических тестов. Результатом этих разработок явились 14 зарегистрированных патентов.
Многолетний опыт работы в антропоиднике обобщен ею в монографии “Шимпанзе. Онтогенетическое и интеллектуальное развитие в условиях лабораторного содержания” (2006).
В книге показана зависимость между характером эмоциональных реакций приматов и физическими (скорость, расстояние, время) параметрами достижения цели. Выдвинута концепция о безусловно рефлекторной природе воздействия этих факторов на организм. Установлено, что комплексное поведение высших приматов определяется не только уровнем текущей мотивации, но и мотивацией общения (социальный фактор) с человеком.
Написана книга по истории создания антропоидника – “Колтушские шимпанзе”(2013).
Т.Г. Кузнецова – автор более 150 научных работ, из которых 6 монографий, 14 патентов.