Артем Чернов

ЧЕРНОВ АРТЕМ НИКОЛАЕВИЧ (1984 г).

 Окончил  Самарский Государственный университет (каф. физиологии человека и животных) и 2006 г.поступил в аспирантуру Института Физиологии им. И.П. Павлова РАН в лаб. физиологии ВЕД (антропоидник), которую успешно окончил и в 2010 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительный анализ ауторегуляции функционального состояния у шимпанзе (Pantroglodytes) и детей при достижении цели». В работе показаны общие для детей 5-6 лет и шимпанзе безусловнорефлекторые механизмы реакций саморегуляции при последовательном использовании высоких и низких скоростей приближения объекта в процессе достижения ими цели.

Шимпанзе ярче, чем дети, реагировали на изменение скорости, а их поведение характеризовалось большим количеством проявлений саморегуляторных реакций при увеличении трудности задания. При этом шимпанзе из-за своей импульсивности и стремлению к более скорому получению положительного результата раньше отказывались от продолжения работы при снижении скорости достижения цели по сравнению с детьми. Дети же в силу социализации (подчинения взрослому) продолжали работу до конца,.

Возможность прямого зрительного контроля за движущимся объектом, позволяла детям прогнозировать временную вероятность получения положительного конечного результата, что влияло на нормализацию их функционального состояния. При отсутствии зрительной информации у них нарастало состояние неопределённости в возможности достижения цели и снижение мотивации вплоть до отказа от инструментальной деятельности на относительно высоких скоростях.

В этих условиях дети и шимпанзе оказались качественно близки в своих поведенческих реакциях, хотя у шимпанзе в отличие от детей наблюдалось больше проявлений реакций саморегуляции и самопроизвольных прерываний деятельности. Это подчеркивает необходимость объективной оценки функционального состояния у детей при определении допустимых пределов психоэмоциональных нагрузок в процессе выполнения различных заданий и обучении, например, с помощью анализа вариабельности сердечного ритма.

Трудность проблемной ситуации — достижение конечного положительного результата, имеющего приспособительное значение, может рассматриваться как определяемая конкретными формами препятствий (в данном случае — скоростью достижения), так и некой обобщенной формой препятствия, усложняющей задачу получения конечного результата в целом (как в ситуации отсутствия визуального контроля – не видно реальной цели и пути ее достижения, нет возможности выбрать оптимальную стратегию и оценить её с точки зрения вероятности получения результата).

Сделан вывод о существовании различий в механизмах организации и поддержания целенаправленной активности между ребенком и шимпанзе, что, вероятно, является важной предпосылкой усложнения когнитивных способностей.

Выявленные различия в организации рефлекса цели, вероятно, определяются меньшим уровнем способности к интеграции коры головного мозга шимпанзе, особенно её лобных отделов, осуществляющих контроль достижения цели деятельности, с подкорковыми регуляторными структурами по сравнению с детьми 5-6 лет. И, хотя в этом возрасте у детей развитие связей глубинных регуляторных образований с корой, и особенно фронто-таламической системы, не завершен и находится в самой активной стадии развития, анализ поведенческий реакций свидетельствует, что уже к этому возрасту формируется более совершенная по сравнению с шимпанзе система обеспечения и поддержания целенаправленной активности, причем в обеспечении последней играет важную роль компонент зрительного внимания.

Зашита диссертации. А.Н. Чернов делает доклад на Ученом Совете Института