ВЕЮКОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, родилась в 1985 г. в городе Куйбышеве (сейчас Самара). Закончила профильный биологический класс средней школы 2002 г., после чего поступила на биологический факультет Самарского Государственного Университета и с третьего курса занималась научно-исследовательской работой на кафедре физиологии человека и животных. С 2005 г. под руководством д.б.н. в.н.с. Кузнецовой Т.Г. проводила сравнительно-физиологические исследования распознавания зрительных образов и выбора их из множества детьми раннего возраста и шимпанзе.
Результатом этих исследований стала выпускная квалификационная работа на тему «Сравнительный анализ обучения шимпанзе и детей 2-3 лет выбору по образцу и рисунку», которую она успешно защитила в июне 2007 года.
Окончив СамГУ с красным дипломом, Веюкова М.А. поступила в аспирантуру Института Физиологии им. И.П. Павлова РАН, сдав все экзамены на отлично и продолжила свою исследовательскую работу в лаборатории физиологии ВНД (антропоидник) Института Физиологии им. И.П. Павлова РАН.
В 2011 году М.А.Веюкова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук на тему «Сравнительные аспекты некоторых видов когнитивной деятельности шимпанзе и детей раннего возраста».
В ее работе установлены новые факты, свидетельствующие о достаточно больших когнитивных возможностях шимпанзе, которые проявляются в возможности опознавать, сопоставлять, выбирать, обобщать не только контурные и геометрические не вполне этологически адекватные для обезьяны фигуры, но и осуществлять перенос с целого предмета на его рисованное фрагментарное изображение, т.е. совершать обобщение уже обобщенных в предыдущем опыте совокупностей. Это еще раз подтверждает не только ранее полученные в лаборатории данные, но и мысль И.П. Павлова о том, что “ассоциации…есть…знание определенных отношений внешнего мира…, а пользование знаниями, приобретенными связями – есть понимание” [Павлов, т.2 стр. 579-580 “Павловские Среды”].
Шимпанзе, как и дети раннего возраста, обладают механизмами обобщения, отвлечения, абстрагирования, превращая до вербальные условные раздражители в условные сигналы сигналов, которые они в состоянии использовать в отвлеченных ситуациях, что согласуется с ранее полученными в лаборатории фактами.
Шимпанзе и дети раннего возраста способны переносить образ реального предмета на его трехмерное и силуэтное изображение, однако соотнесение трехмерного и силуэтного изображения у шимпанзе затруднено. И те и другие способны к распознаванию множества (до 6-ти) контурных изображений, однако у шимпанзе, в отличие от детей увеличение количества изображений затрудняет решение задачи, снижая процент правильных решений. Способность к выбору из множества фрагментированных контурных изображений 100% и 50% целостности контура у детей 2-2,5 значимо не отличалось от детей старше 2,5 лет, тогда как увеличение фрагментированности контура изображения до 25% у первых резко снижало правильность выбора. Шимпанзе же в отличие от детей уже при выборе из множества изображений 100% целостности контура достоверно хуже справлялись с предложенной задачей.
И шимпанзе, и дети в процессе выполнения предложенных задач выявили сходство в поведенческих и вегетативных реакциях саморегуляции. Преобладающей поведенческой реакцией при усложнении задания явилась реакция частичного избегания, сопровождающаяся у шимпанзе, более ярко выраженными эмоциями, чем у детей, за счет социализации ребенка. Трудность в решении предъявленных заданий у детей проявилась в динамике механизмов регуляции сердечного ритма: снижении индекса функционального состояния, увеличении индекса напряжения механизмов регуляции сердечного ритма, что свидетельствует о повышении тонуса симпатической нервной системы и возможном стрессирующем воздействии выполняемого задания.
Полученные факты, дав ответ на некоторые конкретные, но принципиальные вопросы, поставили новые задачи, требующие дальнейшего своего исследования и решения не только в плане фундаментальных исследований резервных возможностей мозга шимпанзе, но и в плане прикладных, чисто практических, необходимых для педагогики и коррекционной психологии.
Защита диссертации М.А.Веюковой на соикание ученой степени кандидата биологических наук состоялась в октябре 2011 года.