ГОРБАЧЕВА (Радченко) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА окончила Самарский Университет в 2004 году и поступила в аспирантуру Института физиологии им И. П. Павлова РАН в лабораторию физиологии ВНД (антропоидник ), где под руководством д.б.н., в.н.с. Кузнецовой Т.Г. проводила сравнительно-физиологические исследования целенаправленного поведения детей и шимпанзе и в 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительный анализ психофизиологических показателей у детей и шимпанзе в процессе достижения цели».
Ею получены новые факты, показавшие, что независимо от вида испытуемого (шимпанзе или ребенка) на проявление реакции сосредоточения, изменение способов (тактик) достижения объекта и степени напряжения механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы в целостном поведенческом акте существенное влияние оказывают не только скорость приближающегося объекта, но и его субъективная ценность. Однако многократное повторение даже эмоционально положительных раздражителей (высокие скорости) как у детей, так и у шимпанзе снижает мотивацию достижения цели и ведет к развитию монотонии.
Физиологическая значимость высокой субъективной ценности достигаемого объекта способна компенсировать отрицательное воздействие фактора снижения скорости до момента, пока последняя не приобретёт явно эмоционально отрицательного значения, что в итоге затормаживает стремление к достижению объекта. При этом если физиологическая сила одного фактора (раздражителя) компенсирует таковую другого, инструментальная реакция протекает на эмоционально положительном фоне, без резких моторных актов. Если эти факторы суммируются и достигают определенного индивидуального порога, стремление к достижению объекта снижается вплоть до полного отказа.
Средние скорости (50 и 25 мм/с) движения объекта, в силу своей неопределенности дизадаптировали стремление к достижению.
У детей с повышенным уровнем тревожности включение волевого усилия, необходимого для достижения цели, приближающейся на медленных скоростях, способствовало активации парасимпатической нервной системы, связанной со снижением воздействия стрессирующих факторов среды.
Полученные факты показали во-первых, что организация целостного поведенческого акта, связанного с достижением цели, и у шимпанзе и детей дошкольного возраста подчинена одним и тем же закономерностям, которые находят отражение в количественных, а не в качественных показателях.
Во-вторых, вскрылись новые механизмы, определяющие целостный поведенческий акт у приматов, обусловливаемый неоднозначностью в его организации положительных и отрицательных раздражителей: на процесс стремления к достижению цели влияют не только внешние факторы целедостижения (скорость движения и ценность цели), но и внутреннее состояние организма, которое возникает в ходе достижения цели.
Итак, процесс стремления к достижению (захвату) объекта определен ожиданием суммы будущих результатов, а субъективная ценность большой, но отставленной цели может стать меньше малой, но непосредственной награды. Эти факты существенно дополняют тезис И.П.Павлова о том, что стремление может быть сильнее ценности цели. Учитывая тот факт, что активация модулирующих систем и изменение тактик инструментальной деятельности (произвольные реакции саморегуляции), возникающие в ответ на изменение скорости приближения объекта и не требуют выработки, дает основание считать, что они имеют безусловнорефлекторную природу и могут выступать как самостоятельные факторы подкрепления, а в совокупности с изменяющейся ценностью объекта, стимулируют или снижают силу стремления субъекта к достижению цели.
Полученные М.В. Горбачевой факты, являясь продолжением исследований рефлекса цели, о котором говорил еще И.П.Павлов, свидетельствуют о биологической значимости скорости и субъективной ценности достигаемого объекта вне зависимости от принадлежности субъектов к разным филогенетическим группам.
В настоящее время М.В.Горбачева успешно продожолжает начатые исследования. В 2009 г. она стала лауреатом премии второй степени Губернатора Ленинградской области и Санкт-Петербургского научного центра РАН для молодых ученых за лучшую научно-исследовательскую работу «Анализ психофизиологических показателей у детей дошкольного возраста в процессе достижения ими цели, приближающейся с различной скоростью и субъективной ценностью».
Раздумья перед защитой диссертации (быть или не быть?!)