В IV в. до н.э. Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) говорил о невозможности проведения точной границы между миром растений, животных и человека, подчеркивая общность психики у последних и полагая, что между ними нет принципиальных различий. Более того, он считал, что именно в животном мире лежат корни социальных отношений человека.
Аристотель
Постичь невероятную сложность поведения и мышления, формирования потребностей и мотиваций, проникнуть в тайны психики, социальных взаимоотношений, становления и развития второй сигнальной системы – речи помогают эксперименты на животных.
Неоценимую услугу науке здесь оказывают обезьяны, в частности – антропоиды (человекообразные обезьяны), среди которых особое место занимают шимпанзе.
(фото Сильвы).
Антропоиды впервые привлекли внимание исследователей в начале XVII века и сразу вызвали к себе величайший интерес, а уже в 1613 году Перчейз (Purchase) впервые описал обыкновенного шимпанзе, обратив внимание на редкостное сходство этого животного с человеком.
До начала прошлого столетия обезьяна, как экспериментальный объект, практически не изучалась. И только к концу XX столетия стало известно, что шимпанзе по своим анатомическим, биологическим, генетическим, психофизиологическим свойствам наиболее близки к человеку.
Особенности протекания нервных процессов, поведение, интеллект шимпанзе привлекли внимание и великого русского ученого-физиолога, лауреата нобелевской премии, создателя учения об условном рефлексе — Ивана Петровича Павлова